Суть скандала такова. В январе 2009 года Panasonic и Crayon пригласили 6 блогеров на выставку бытовой электроники. Среди них был и Chris Brogan, президент New Marketing Labs, эксперт в области social media. (Крис Броган – в Международной блогопанораме). Блогерам был оплачен проезд и прочие расходы. На выставке представители фирм рассказали блогерам о новинках, они также получили во временное пользование фотовидеокамеры, чтобы потом написать о них обзоры в своих блогах.
И вот неделю назад AdAge опубликовано сообщение о том, что корпорация Sony работает совместно с блогерами, а ведущим консультантом является Сhris Brogan. Их сотрудничество началось на той самой выставке.
Так в чем проблема? Оказывается, автор статьи Leah Jones (она больше известна как Твитересса), считает, что Chris Brogan поступил неправильно: будучи приглашенным на выставку компанией Panasonic, он общался и с их конкурентом, Sony.
Что может сделать блогер в ходе маркетинговой кампании?
» можно получить товар для рецензии;
» можно посетить бренд-мероприятие;
» можно получить крупную спонсорскую поддержку для поездки на мероприятие;
» можно быть главным докладчиком;
» можно получить работу консультантом по маркетингу для данного бренда.
В первых двух случаях хорошей рецензии можно и не ждать, но можно надеяться. В третьем пункте – хороший отзыв может быть требованием, все зависит от договоренностей. В четвертом случае должен быть формальный контракт и возможно там будет пункт о неразглашении тайны. В пятом варианте все иначе.
Нужно ли привлекать маркетинг-консультантов и social media для проведения маркетинговых кампаний? Что формирует и разрушает отношения между блогерами и PR-представителями / бренд-менеджерами? Можно ли ожидать благосклонного отношения блогера после получения крупной спонсорской поддержки? Может ли человек, работающий консультантом по маркетингу, давать объективные рецензии?
Т.е. речь идет об этической стороне вопроса. Что произойдет в мире авторитетного маркетинга, когда авторитет – это маркетолог? И действительно ли маркетинг-консультанты – это ваша целевая аудитория?
Мнения читателей разделились на 2 группы:
» одобрение
» осуждение
Особо нужно сказать, что сам Chris Brogan в нескольких комментариях разъяснил свою позицию. Он не видит ничего предосудительного в том, что, будучи на той выставке, он встречался не только с представителями Sony. На этом мероприятии он получил 300 визиток от разных компаний, в том числе, крупных. Он не считает, что компания Panasonic чем-то обижена на корпорацию Sony за то, что 8 месяцев спустя Крис стал сотрудничать с ними.
Он ничего не украл у Panasonic, но приобрел определенный опыт. Panasonic не был его клиентом, а на выставку он был приглашен компанией Crayon. Он выполнил свои обязательства, написал пост, ведь там он был в качестве блогера.
Корпорация Sony на тот момент не была клиентом Криса. Их деловые отношения начались в прошлом месяце.
Кампания в Sony отличается от того проекта, который был реализован в Panasonic (на который он работал как блогер). Целевой аудиторией были они, но не как влиятельные блогеры, а как отцы. Их попросили познакомить своих детей с новинками, чтобы проанализировать их использование “под углом” семейного использования.
Что говорят те, кто поддерживают Криса? Часть комментаторов не видит ничего криминального в том, что Крис через 8 месяцев стал сотрудничать с Сони. Есть отзывы и тех, кому довелось услышать выступление Криса. Оно им очень понравилось и они считают, что выступление было классным. Есть и такой отзыв: в pr-плане Panasonic получил больше, чем было потрачено на приглашение Криса.
С осуждением выступила довольно-таки приличная часть комментаторов. Один из них упрекнул Криса в том, что тот не ответил ему в Твиттере. На что Крис заметил, что у него просто физически не получилось отследить эту запись, поскольку у него 93К читателей. “Это – мой крест” были его слова. Это вызвало ну очень отрицательную реакцию у ряда комментаторов, которые были возмущены таким заявлением. В свою очередь, они отказались когда-либо стать читателем Криса в Твиттере.
Don’t sh-t where you eat (русскоязычный эквивалент Не гадь там, где кушаешь.) – так хлестно и емко охарактеризовал ситуацию один из читателей. Он поддерживает тех участников дискуссии, которые осуждают Криса. Но вместе с тем, он считает, Броган не совершил ничего аморального. Это, конечно, повредит его репутации и заставит усомниться в его этических принципах. Но… Sony наняла человека, который досконально знал программу конкурента. Было ли это этичным? Нет, ни для Сони, ни для Брогана. Было это изощренным ходом? Наверно, это могло быть так несколько лет назад, до того момента, как social media стали влиять на правила маркетинговых игр. Но не сейчас, в эпоху прозрачности. Sony “вступила в интимную связь” с человеком, который уже “переспал” с их конкурентом – независимо от того, использовалось ли при этом общеизвестное средство контрацепции (оговорка об отсутствии конкуренции).
Автор статьи на протяжении нескольких послених лет пропагандировал технологии и интернет как инструменты, помогающие журналистам